Нейминг по-русски, или Как выбрать имя для новостройки
Эксперты по недвижимости давно признали: название жилого комплекса напрямую влияет на интерес потенциальных покупателей, а значит, и на объем продаж. BN.ru выяснил, как девелоперы придумывают имена для своих проектов, какие категории названий наиболее популярны и что за тренды наметились в сфере нейминга.
Позиционирование плюс потенциал
Прошли те времена, когда собственник строительной компании просто придумывал красивое слово, тестировал его в ближнем круге, и в итоге оно становилось названием большого проекта. Сегодня девелоперы воспринимают нейминг (от англ. name – имя) как многоэтапный процесс, который основан на исследованиях самого продукта, замыслов конкурентов и целевой аудитории.
Аналитики из маркетингового агентства Dviga и ассоциации профессионалов рынка недвижимости REPA опросили застройщиков по всей России и узнали, что при выборе наименования проекта учитывается целый ряд критериев. В частности, название должно:
Соответствовать позиционированию. Поддерживать придуманную концепцию жилого комплекса, не идти вразрез с общими ценностями девелопера и учитывать запросы целевой аудитории.
Быть удобным и благозвучным. Необязательно коротким, но легко запоминающимся и комфортным в произношении (например, используется поменьше шипящих и сложных звуковых конструкций). Есть даже «такси-тест»: эксперимент считается успешным, если житель дома может выйти ночью из бара и без запинок назвать водителю пункт назначения.
Иметь потенциал. Давать возможность создавать истории, придумывать креативы в рекламе, а не загонять команду в рамки ограничений. Соответственно, это облегчит процесс продажи.
Обладать охраноспособностью. Это необходимо, чтобы название можно было оформить как товарный знак и стать правообладателем.
Последний пункт, к слову, соблюсти довольно проблематично. Одна из распространенных проблем в нейминге – отказ в регистрации названия из-за несоответствия таким параметрам, как различительная способность, новизна, исключительность. Свежий пример, хотя и не из сферы недвижимости: Роспатент отказал певцу Shaman в регистрации товарного знака «Я русский». Адвокат Сергей Жорин назвал возможные причины. Во-первых, сама фраза описательная и слишком общая. Во-вторых, есть похожие бренды, и наверняка кто-то уже пытался запатентовать нечто подобное… В общем, придется маркетологам Ярослава Дронова поломать голову.
География бьет рекорды
Как бы ни стремился девелопер создать максимально уникальное название, скорее всего, оно окажется в одной из наиболее популярных категорий. Эксперты условно выделяют десять тематических групп. Для удобства восприятия мы собрали их в таблицу и привели примеры названий жилых комплексов по Петербургу и Ленобласти.
Самые популярные категории названий жилых комплексов
№ | Тематика (доля использующих ее девелоперов) | Описание | Примеры жилых проектов |
1 | География (58,9%) | Подавляющее большинство застройщиков используют названия стран или городов. Это позволяет сделать акцент на симпатии клиентов к определенному месту или культуре, навеять воспоминания о путешествиях или создать «образ мечты» | ЖК «Маленькая Франция» ЖК «Новая Скандинавия» ЖК «Лондон Парк»
|
2 | Природа (16,7%) | Горожане устали от каменных джунглей, они хотят дышать свежим воздухом и любоваться природными красотами. Поэтому в моде всё натуральное: парки, сады, леса, озера, животные | ЖК «Солнечный город» ЖК «Северная долина» ЖК «Лисино» |
3 | Бренд застройщика (10,8%) | Девелоперы с сильным, узнаваемым брендом часто стремятся увековечить имя компании в названиях проектов | ЖК «Аквилон RekaPark» ЖК «А101 Всеволожск» ЖК «GloraX Балтийская» |
4 | Топонимы (9,8%) | Топонимы сообщают, где именно находится объект, создают ощущение местной идентичности. Это привлекает людей, которым важна связь с конкретной локацией | ЖК «Новоселье. Городские кварталы» ЖК «Живи! в Рыбацком» ЖК «Кима, 1» |
5 | Известные личности (9,3%) | Девелоперы иногда не против постоять в тени знаменитости. Этот прием создает особую атмосферу, ведь имя человека отражает не только его дела, но и суть эпохи | ЖК «Князь Александр Невский» ЖК «Петр Великий и Екатерина Великая» ЖК «Граф Орлов» |
6 | Неологизмы (8,8%) | Если придумать самим не просто название, а новое слово – оно точно будет уникальным и поможет выделить проект на фоне конкурентов | ЖК «е.волюция» ЖК «Любоград» ЖК «Забугорье» |
7 | Творчество (7,8%) | Название, связанное с культурой или искусством, – это обращение не только к креативной аудитории, но и к состоятельным людям, ценящим стиль и статус | ЖК «Шекспир» ЖК «Медный всадник» ЖК «Куинджи» |
8 | Женские образы (3,9%) | Образы любимых женщин вдохновляют, воодушевляют и создают романтическое настроение | ЖК «Три грации» ЖК «Иван да Марья» ЖК «Светлана Парк» |
9 | Морская стихия (1,9%) | Романтика характерна и для всего, что связано с акваториями. Это особенно актуально для Петербурга – морской столицы России | ЖК «Морской фасад» ЖК «Балтийская жемчужина» ЖК «Огни залива» |
10 | Другое (0,9%) | Названия ЖК бывают связаны с цветами и другими растениями (фитонимы), ягодами, овощами и фруктами. Встречаются также отсылки к драгоценным камням | ЖК «Город цветов» ЖК «Черничная поляна» ЖК «Изумрудный» |
Рейтинг странностей
Порой фантазия маркетологов, подогреваемая острым желанием «отстроиться от конкурентов», приводит к причудливым результатам. BN.ru поискал в сети самые необычные названия жилых комплексов и определил топ-3.
Третье место занял ЖК «Тополиная Топольковая» в Краснодаре. Не мудрствуя лукаво, девелопер решил объединить названия двух улиц, на пересечении которых находится проект. Получилось что-то похожее на начало скороговорки.
На второй позиции – небоскреб в «Москве-Сити», названный «Дом Дау». Если почитать о нем в соцсетях, то выясняется, что у одних пользователей это вызвало ассоциации с фильмом «Даун Хаус» (вольная интерпретация романа «Идиот»), другие решили, что это связано с китайским учением – даосизмом… Но никто не угадал: оказывается, ЖК назвали в честь известного советского физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау, который имел в коллективе прозвище Дау.
Ну а победителем рейтинга стал ЖК «Дом Гламура и Жадности» в Калининграде. Сложно представить, чем руководствовались авторы этой одновременно смешной и одиозной словесной конструкции. Судя по всему, девелоперу просто не нравится всё обыкновенное, он хочет быть оригинальным и призывает к этому новоселов. «Будущие жильцы – это особенные люди. Квартира в таком доме однозначно подчеркнет ваш статус», – значится в описании проекта.
От «хотелок» – К КОНЦЕПЦИЯМ
Язык – явление живое, вот и язык девелоперов при описании проектов время от времени меняется. Эксперты «Единого ресурса застройщиков» изучили тенденции в нейминге ЖК за последнее десятилетие. Так, в 2015 году в названиях новостроек то и дело мелькали слова «слобода», «роща», «парус», «каскад», «олимп». Жилые комплексы именовались «европейскими», «центральными», «радужными», «звездными». Кроме этого, в названиях часто использовалось числительное «три».
Сейчас у застройщиков популярны слова «сады», «кварталы», «бульвары», «микрорайоны», «резиденции», «атмосфера», а также эпитеты «клубный», «семейный», «первый». Некоторые лексемы в названиях ЖК остаются популярными на протяжении многих лет. Это «город», «сити», «дом», «парк», «квартал», «берег», «новый», «солнечный», «южный».
Какие еще векторы наметились в сфере нейминга? Назовем основные.
Уход от англицизмов. В нынешних геополитических условиях заимствованные у англосаксов слова – скорее примета вчерашнего дня. Всё больше девелоперов стремится подчеркнуть российскую идентичность проектов, используя родной язык. А уже скоро эта норма станет обязательной: с 1 марта 2026 года заработает закон, ограничивающий использование латиницы и прочих заморских шрифтов в вывесках и названиях ЖК. Согласно новации надписи на русском языке должны быть приоритетными, а на иностранных – допустимы только как скромное дополнение.
Поиск смыслов. Продвинутые застройщики стремятся не просто придумать яркое название проекта, но и создать его образ, наполненный смыслом и ценностями. По сути, это переход от простого нейминга в стиле «так хочет директор» к концептуальным названиям, которые становятся частью масштабной идеи. Порой все названия объединяются в экосистему, продвигая зонтичный бренд застройщика. Такая стратегия характерна для крупных компаний.
Усиление конкуренции. Девелоперы из регионов стали активнее формировать собственную эстетику и философию, часто более глубокую и смелую, чем в столицах. В названиях проектов провинциальные компании демонстрируют культурную самобытность и уважение к местным устоям.
Мода на типографику. Застройщики отказываются от классических логотипов со значками в пользу шрифтовых решений. Название – уже часть фирменного стиля и визуальной коммуникации, значит, оно должно быть не только звучным, но и эстетически выразительным.
Креатив от девелоперов
И в завершение этой интересной темы предлагаем вашему вниманию рандомную подборку комментариев петербургских застройщиков о том, почему они выбрали для своих жилых комплексов именно такие названия.
Основатель Bau City Development Кирилл Сиволобов:
– Название нашего ЖК «Нигилист» не связано напрямую с романом Тургенева «Отцы и дети». Нам более близка теория разумного эгоизма, высказанная Чернышевским, – когда человек руководствуется расчетом, отказываясь от сиюминутной прибыли и компромиссов, во имя получения большей выгоды и большего удовольствия.
Философия нашей компании в том, чтобы предлагать покупателям лучший продукт в своем классе – с продуманной локацией, современной инженерией, функциональными планировками и насыщенной инфраструктурой. В этом контексте «Нигилист» символизирует здоровый эгоизм и стремление получать максимум от выбранного места для жизни. Это продолжение нашей линии проектов, в которых мы воплощаем решения более высокого уровня, нежели большинство привыкло видеть в сегменте массового жилья.
Руководитель отдела маркетинга ООО «СЗ МИ2» (ГК «Технополис») Анастасия Жаркова:
– В зависимости от предпочтений компании или маркетинговых задач к неймингу подходят с разных сторон. В нашем случае это можно назвать неймингом по географическому принципу, но с изюминкой. Наш жилой комплекс именуется «Новикола». Название необычное, привлекающее внимание и вызывающее вопрос «А почему именно так?». Запросы в поисковиках дают понять, что ЖК расположен в Красном Селе, а точнее – в его историческом центре, на улице Лермонтова. Можно было назвать именем поэта, можно было использовать креативные варианты, перекликающиеся с локацией комплекса, – «преКрасное Село».
Но мы решили пойти дальше: объединить историческую и географическую составляющие местоположения. Согласно Википедии, на шведской карте 1676 года на месте Красного Села, к северу от мызы Дудергофа, располагалось поселение с кирхой, которое именовалось Nowicola (Новикола). Таким образом, мы назвали проект «Новикола» – получилось тонко, интригующе и при этом звучно.
Коммерческий директор холдинга «РСТИ» Екатерина Немченко:
– Наш жилой комплекс «Гранат» назван в честь драгоценного камня. Гранат издавна ценится не только за притягательный внешний вид, но и за целебные свойства. Камень считается источником энергии и силы, может воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека.
Название проекта находит отражение и во внешнем облике ЖК, и в его продвижении. Расположение корпусов (четыре башни в центре и два П-образных по краям) напоминает огранку драгоценного камня. Фасады двух крайних корпусов облицованы керамогранитом гранатового цвета. Размещение элементов облицовки фасада и декоративных панелей на потолке в центральной входной группе вдохновлено игрой отражений и сиянием граней граната.
Слоган проекта – «Драгоценная гармония». Тема ценности комфорта, радостных эмоций, которыми наполнен дом в районе с развитой инфраструктурой и в пешей доступности от метро, встречается в рекламных материалах о проекте. Кроме того, в центре ЖК планируется установить арт-объект, который перекликается с названием и концепцией проекта.
Коммерческий директор ГК «Вертикаль» Роман Корнышев:
– Название «Знатный» отражает несколько важных смыслов. В широком понимании прилагательное «знатный» обозначало на Руси людей благородных, с высоким социальным статусом и влиянием в обществе. Так что, с одной стороны, этимология слова связана с социальными и культурными аспектами. С другой – слово «знатный» отсылает к глаголу «знать». Это про осознанность, уверенность и понимание. Мы знаем и ценим наше прошлое. Знаем, как жить в настоящем. И знаем, как создавать достойное будущее. Эта философия и легла в основу проекта.
Важно и то, что название связано с историей места, ведь это редевелопмент территории. На участке, где строится жилой комплекс, когда-то работала Петербургская макаронная фабрика. Основанная в 1914 году, в советское время она считалась одной из крупнейших в городе. И в числе самых известных торговых марок предприятия были макароны «Знатные». Это название стало частью культурного кода района – мы решили сохранить преемственность и дать новое наполнение знакомому слову.
Так что для нас «знатный» – это осознанный выбор, который объединяет архитектуру, историю и философию проекта. А сам проект продолжает традиции места, где более века кипела жизнь известного предприятия, и одновременно открывает новую главу – современную, комфортную и значимую для петербуржцев.
22.09.2025 08:00 | Источник БН.ру
Автор: Зоя Горохова
Фото: Изображение от stockking на Freepik
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое